oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2018

Сергей Кузнецов

Сергей Кузнецов:

Перед госструктурами стоят более сложные ИТ-задачи, чем перед бизнесом

Отечественные вендоры сталкиваются со множеством вызовов. Это и отставание российской ИТ-индустрии, и конкуренция со стороны нишевых игроков, и необходимость соответствовать всем требованиям регуляторов. О том, как преодолеть это и выйти на международный рынок, рассказал генеральный директор компании «Юнидата» Сергей Кузнецов.

CNews: Каким был прошедший год на рынке управления данными? Какие ключевые события и основные тенденции вы выделили бы по сравнению с мировым рынком?

Сергей Кузнецов: Если несколько лет назад можно было сказать, что мы немного отстаем от мировых тенденций, то сегодня мы полностью в тренде. И речь не только о нас, как компании или наших продуктах, но и о российском рынке в целом. У нас реализуются большие комплексные проекты, причем объемы данных в них больше, чем у отдельно взятых корпораций и даже стран. Существуют определенные аспекты, связанные с государственным регулированием, из-за которых развитие в области, например, облачных решений, у нас идет несколько по-другому – большая доля приходится на гибридные решения. Но в целом мы точно не отстаем, как минимум в технологической сфере.

Когда мы только выходили на российский рынок, основной сложностью была его неподготовленность к самой тематике. Много лет мы выстраивали понимание на уровне терминологии. Но сейчас этап обучения заказчиков позади. Причем не только для нас, но и для других компаний, работающих в нашей нише. Сейчас рынок ставит другой вопрос – эффективность предлагаемых решений, связь технологий с реальными экономическими моделями. Сегодня необходимо понимать, как технологичность превращается в выгоду для заказчика.

CNews: Вы участвовали в выставке Gartner Data & Analytics Summit 2018 в Германии. Какие цели ставились компанией? Что дало участие в выставке?

Сергей Кузнецов: Мы твердо убеждены в том, что платформа, которую мы успешно предлагаем на российском рынке, может быть востребована за рубежом. В первую очередь, речь идет о рынках Европы, Ближнего Востока и Азии. Сотрудничество с аналитическими агентствами, такими, как Gartner, позволяет сформировать правильную стратегию выхода на новые рынки. Кроме того, мы хотели поделиться теми технологическими наработками и ноу-хау, которые считаем интересными для мирового экспертного сообщества в нашей области. С Gartner мы начали сотрудничество примерно год назад – встретили большой интерес к нашей системе со стороны их аналитиков, прежде всего, к иной парадигме, определяемой гибкостью и производительностью. После этого было общение более, чем с десятком аналитиков, которое вызвало к нам большой интерес. В результате нам предложили стать спонсором нишевого мероприятия, главного в Европе, и мы согласились.

kuznetsov1000.jpg
Сергей Кузнецов: Платформа, с которой мы комфортно чувствуем себя на российском рынке, может быть востребована за рубежом

Кроме нас там не было других российских производителей ПО, но были корпорации-потребители этих услуг – они приехали повысить профессиональный уровень и понимание тематики. Мы провели много интересных сессий как с отечественными, так и с зарубежными компаниями. Приходили конкуренты, как правило, американцы, узнать про нас больше. Так что в каком-то смысле нам удалось вызвать интерес к компании. Мы также планируем принять участие в выставке и в 2019 году: будем делать презентацию: будем делать презентацию, в которой расскажем про интересные технологические особенности своей платформы, а также приведем интересные примеры внедрения.

CNews: Платформа управления данными «Юнидата»: расскажите о ней подробнее. В чем ее преимущества и отличия от аналогичных решений, доступных в России?

Сергей Кузнецов: Платформа позволяет осуществлять сбор и консолидацию данных из гетерогенных источников, инвентаризацию корпоративных моделей данных и связанных с ними бизнес-процессов, очистку, нормализацию и обогащение данных из внешних источников, их классификацию и дедупликацию. Одно из важных преимуществ продукта – это отсутствие привязки к конкретной предметной области, но при этом мы предлагаем большое количество вертикальных решений для различных отраслей. Разумеется, в пользу выбора «Юнидаты» говорят и такие плюсы, как открытый технологический стек, полное отсутствие «носимых» лицензий, высокая производительность, а также наличие сертификатов ФСТЭК и возможность использования платформы для построения систем класса ГИС и ЕГАИС.

Сейчас на волне импортозамещения появилось много игроков, которые пытаются создать продукты на основе своих проектных решений. Ядро R&D-команды «Юнидата» всегда занималось именно продуктовой разработкой для предприятий самого разного масштаба – от международных компаний до небольших стартапов. Кроме того, мы при создании платформы не привлекали никаких коммерческих продуктовых решений – по сути, у нас внутри нет никаких коммерческих лицензий, все написано на свободном программном коде и современном технологическом стеке. Поэтому одними из основных преимуществ нашей платформы является гибкость и производительность. Если очень кратко суммировать, то, благодаря накопленному опыту, мы начали использовать решения, которые сделали платформу гибкой. В свою очередь, высокая производительность достигается за счет использования новейшего технологического стека, который уже себя зарекомендовал. Мы избегаем выражения «большие данные», но какие-то элементы этого стека все-таки получили свое право на жизнь, и мы ими активно пользуемся. Безусловно, есть нишевые игроки этой тематики, но при этом мы являемся универсальным игроком, мощным лидером, который решает достаточно масштабные задачи

CNews: Какой вам видится компания, нуждающаяся в решениях «Юнидата»? Кто и как может и будет эффективно использовать их?

Сергей Кузнецов: Традиционно, как в России, так и на международном рынке, пионеры – это ритейл и банки, именно они обкатывают новые решения. При этом у нас много клиентов в такой, казалось бы, консервативной отрасли, как машиностроение. Есть общеизвестный пример – компания General Electric, которая прошла этап цифровой трансформации и сегодня, фактически, вместо двигателей и сервисного сопровождения продает готовое бизнес-решение по налету часов. То есть оборудование плюс программный комплекс, который отслеживает состояние двигателя. Покупателю вообще не нужно думать о ремонте, комплектующих и так далее, система все сделает за него – и передает информацию обслуживающему персоналу на стороне изготовителя. Мы видим похожие примеры на российском рынке. Может быть, не столь комплексные, но движение в сторону цифровой трансформации бизнеса точно есть. Есть целые корпорации из сектора ОПК, которые идут по этому пути. Такие изменения – не только трансформация экономической модели, но и смена парадигмы внутреннего ощущения: компания не просто производит узловые элементы, но и обслуживает их, несет ответственность за то, чтобы они корректно функционировали.

CNews: Расскажите о каких-то особенно важных и интересных кейсах.

Сергей Кузнецов: Одним из ключевых заказчиков для нас является РЖД. С ними у нас целый ряд проектов, в том числе, по централизации данных инфраструктуры. Например, единый каталог товаров и работ, услуг, которые заказывает РЖД. «Российские железные дороги» – большая компания, которая заказывает различные товары и услуги у большого числа поставщиков. У каждого товара есть определенный атрибутивный состав, что приводит к ситуациям, когда идентичные на первый взгляд заказы сильно различаются в цене. И не учтено, например, как материал, из которого изготовлена та или иная запчасть, ведет себя при температуре 100°С. Наша платформа позволяет добавить важный атрибут к информации, которая используется в уже существующей системе, и перезапустить проект без изменения существующего ИТ-ландшафта.

Есть еще один интересный кейс, относящийся к области ИТ-трендов, – работа с потоками данных. Клиент – компания из финансового сектора. Мы работаем с подразделениями, которые должны мониторить данные, поступающие с различных бирж и от агрегаторов финансовых данных, и иметь возможность оперативно реагировать на различные типы событий. В техническом контуре это означает, что для нас источниками являются не статические базы данных, а потоки данных. С помощью тех инструментов, которые есть в нашей платформе, мы выставляем определенные правила качества и типы реакций. На срабатывание пороговых значений может реагировать как робот, так и бизнес-аналитик. Задача системы – сказать, что что-то произошло, при этом переведя техническое событие на язык аналитики. И уже аналитик имеет возможность как-то реагировать, запускать какие-то новые процессы. Все это должна обслуживать единая система управления данными, которая умеет не только работать с потоковыми данными как таковыми, но и с их качеством, так как в пути данные могут «сломаться». Система должна иметь встроенный механизм информирования, причем информирования в современном мире мобильных устройств. Все это происходит в режиме реального времени, потому что в данном случае любые потери и задержки – это деньги, которые находятся под управлением инвестиционных фондов.

CNews: Насколько востребованы решения «Юнидата» в госструктурах и нет ли законодательных ограничений по их использованию? Соответствуют ли они всем требованиям регуляторов?

Сергей Кузнецов: Перед государственными структурами зачастую стоят задачи гораздо более сложные, чем перед обычными коммерческими корпорациями. Это связано со спецификой управления, законодательством и ответственностью, которую несет та или иная государственная структура. В связи с этим можно сказать, что решения «Юнидаты» не просто востребованы, а необходимы для большинства государственных организаций, так как положительно влияют на внутреннюю эффективность, снижают влияние человеческого фактора, а также существенно повышают качество межведомственного взаимодействия. При этом решения компании «Юнидата» являются российским ПО, представленным в официальном реестре Минкомсвязи и полностью соответствуют законодательству России.

CNews: Какие у компании планы на ближайшие несколько лет? Как будут развиваться существующие решения и планируется ли запуск каких-то новых проектов?

Сергей Кузнецов: Через пять лет мы видим себя как глобальная компания-вендор с присутствием на всех континентах планеты, у которой есть несколько комплементарных продуктов. С другой стороны, мы не хотим далеко выходить за рамки нашей ниши, поскольку считаем, что стоит сконцентрировать все силы на одной области. У нас накоплена огромная экспертиза, мы будем в ней расти, делать продукты и, я уверен, будем лидерами этой отрасли не только в России, но и на международном уровне.

Мы, безусловно, видим себя лидерами и отечественного рынка ИТ-продуктов по управлению данными, что включает в себя ниши MDM (Master Data Management), DQ (Data Quality), DG (Data Governance). Однако наши планы идут гораздо дальше: наш подход и стек современных технологий, а также работа с ведущими университетами и научными лабораториями, позволят нам быть лидерами и на международном рынке. Мы уже видим это в тех проектах, которые мы начинаем в Европе, а также благодаря совместной работе с ведущими аналитическими агентствами, такими, как Gartner.

Вернуться на главную страницу обзора